Коррекционная подготовка обучающихся:
1. Краткая характеристика программ, реализуемых в Центре по коррекционной работе:
В ГОУ «Центр ППРиК» реализуются следующие программы:
- дошкольное отделение – государственные программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта (Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Авторские скорректированные программы (для детей с РАС), разработанные дефектологами Центра.
- І и ІІ ступени – государственные образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений І, VІІ, VІІІ видов, программы для общеобразовательной школы.
- ІІІ ступень – государственные общеобразовательные программы.
2. Формы коррекционных занятий в Центре
- индивидуальные коррекционные занятия для дошкольников с РАС (2-3 часа в неделю);
- занятия по трудовой и физической реабилитации для подростков с РАС;
- консультативная форма обучения по индивидуальному графику для дошкольников и школьников;
- начальное коррекционно-развивающее обучение для детей с РАС и сложными нарушениями;
- основное общее и среднее полное (общее) образование по очной и заочной формам обучения для детей с РАС и подростков с нарушениями слуха.
Цель коррекционной работы в Центре - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальном, эмоциональном, психическом, волевом, поведенческом, двигательном) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка, укрепления и сохранения их здоровья.
Коррекционные задачи обучения и воспитания в Центре:
- Совершенствовать формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочное время.
- Активно использовать информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Совершенствовать просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Продолжить работу по развитию у обучающихся навыков здорового образа жизни.
- Активизировать работу по развитию у обучающихся гражданско-патриотических качеств.
- Осуществлять нормализацию учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задание, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки у обучающихся.
- Увеличить объем словаря, устную монологическую и диалогическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающем мире.
- Совершенствовать приемы и методы логопедической коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Осуществлять психокоррекцию поведения ребенка с РАС.
Основные принципы психолого-педагогической коррекции в Центре:
- Единство коррекции и развития ребенка (решение о необходимости коррекции принимается на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка).
- Единство возрастного и индивидуального в развитии ребенка (КР предполагает знания основных закономерностей психического развития личности - норма развития - гармоничное психическое развитие соответствует возрасту).
- Единство диагностики и коррекции развития ребенка (задачи КР становятся только на основе полной диагностики и оценки зоны ближайшего развития ребенка).
- Деятельностный принцип осуществления коррекции ребенка (определяет выбор путей и способов достижения поставленной цели. Движущая сила развития - активная деятельность самого ребенка).
- Подход в КР к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья как к обычному ребёнку (дети не должны восприниматься второсортными).
Этапы построения коррекционно-развивающего обучения
- Комплексное обследование (психолого-педагогический консилиум).
- Оценка уровня реального развития по параметрам.
- Выбор коррекционного маршрута
- определение видов и форм коррекционного воздействия
- определение очередности задач
- Корректировка программы обучения.
- Медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников в течение учебного года.
- Обучение родителей сотрудничеству с детьми.
- Коррекционная работа в системе: педагоги Центра – дети с ограниченными возможностями здоровья (РАС) – родители.